in your bag 0 items
Юлия Турова отвечает на вопросы Любы Драгун
1. Я всегда с удовольствием рассматриваю Ваши работы, выполненные с особой тщательностью мелкие элементы восхищают меня. Откуда Вы берете идеи и по какому принципу складывается форма готового украшения?
Люба, благодарю за добрые слова. Образно говоря, идеи растут у меня под ногами, чирикают и жужжат под окном, шмыгают и скачут в траве. Приходят из книжных образов. Я запойно читала всю жизнь, ныряла в запечатленный на листах бумаги мир, как в омут. Далекая от романтики, когда-то делала странные работы-образы, доходило дело до моделей автомобилей и мотивов мировых войн. Потом спрос стал формировать предложение, "чудить" я стала реже.
Что касается внимания к деталям - тут две стороны. Одна часть работ делалась под девизом "а я еще и так могу", за гранью здравого смысла и с вредом для здоровья, другая, минималистская, - нацелена на качество исполнения. И пусть это недорогая вещь - качество и в мелочах должно быть видно. Иначе лучше за бисер и не браться.
Форма украшения - плод расчетов. Я редко делаю симметричные вещи, важно, чтобы украшение правильно сидело, было уравновешенным. Помогает умение шить, выкройки делаю на компьютере. А бывает - куда иголка заведет! Такие работы собираю на манекене для идеальной посадки. Эксперименты иногда удаются. Но все-таки для стабильно воспроизводимого качества расчет очень важен!
2. По моим наблюдениям, мода на бисерные работы в России занимает более высокое место по сравнению с другими странами. Как вы думаете, почему?
Про столицы судить не берусь, может, это и так. Вещи из бисера мелькают иногда на телеканалах, но культура ношения бисерных работ у нас, особенно в провинции, отсутствует. Наши женщины представляют собой две крайности - часть избегает украшения вообще, часть любят яркость и индивидуальность, но она, скорее, подразумевает не украшения ручной работы, а привезенные с распродаж в Милане вещи массового сегмента и заводские изделия из драгоценных металлов.
Заводское качество - так гласит реклама в ювелирном магазине. А что может противопоставить этому бисер при сопоставимой цене? На мой вкус, только очень немногие типы современных бисерных работ пригодны для повседневного ношения , единицы - в праздники. Остальным - место в музее. Да и люди в большинстве своем не хотят выделяться и не готовы платить дорого за ручную работу, поэтому спрос невелик. Но люди с удовольствием покупают небольшие недорогие утилитарные вещи и сувениры, избавляющие от головной боли с подарками.
В других же странах, наверное, не так любят внешний лоск, предпочитают удобство, и стоимость часа работы наверняка выше, чем у нас. Судить не берусь, но не поэтому ли у меня достаточно много зарубежных клиентов? Недорогие, удобные в носке и не отвлекающие от жизни украшения, приятно ощущаемые на теле - вот моя формула современного модного украшения из бисера.
3. Как Вы думаете, могут ли измениться приоритеты при подборе украшений для гардероба от фабричных изделий из золота и серебра в пользу использования бисерных украшений?
Приоритеты в сторону бисера не менялись ни разу за всю историю его существования. Я бы не стала питать иллюзий. Его место в гардеробе нарядов вызывает споры. К платьям "гранд суар" полагаются дорогие ювелирные изделия, строгий дресс-код напрямую вычеркивает его из списка допустимых украшений. Судя по многолетнему опыту, сейчас основной мой покупатель - научная и творческая интеллигенция, а место изделий из бисера - выставки и музеи, где люди восхищаются трудоемкостью бисерной работы, но не видят их на себе в качестве украшения. Тем не менее, повод для сдержанного оптимизма есть. У меня очередь из заказов не сокращается.
4. Кто для Вас служит авторитетом в области бисерного дизайна?
Из отечественных мастеров - Ольга Шумилова и Алла Масленникова. Их работы - квинтэссенция всего, за что я люблю бисер: богатство изысканных фактур, работа с цветом и даже мягкий юмор в сюжетной серии украшений Аллы. Зарубежных авторов пока только для себя открываю, много имен зазвучат вскоре не менее громко, помимо всемирно известных Шерри Серафини и Хайди Куммли. Только вот кого не вспомню - родом из России! Обожаю Татьяну Ван Итен, ее живые, подвижные, ласково "обнимающие за шею" колье. Наталью Педерсен, ее минимализм и модерн. И особое, почти дочернее, чувство испытываю к Зое Гутиной, подарившей мне уверенность в собственных силах.
5. Как уживается Ваша профессиональная деятельность с бисерным творчеством?
Уже никак! Бисер победил во мне биолога и компьютерщика. Точнее, мягко приручил. Бисерный дизайн теперь - моя основная работа. Не голодаем, не шикуем. Я делаю работы на глазах у посетителей, фактически это аттракцион для туристов. Бисером можно прожить и в глубинке, если не забывать про Интернет. Главное - найти своего клиента, ценовую нишу и место реализации. Мне повезло. У меня есть первое, второе и третье.
6. Как Вы реагируете на пренебрежительное отношение к бисерному рукоделию? Пытаетесь ли объяснить обидчику преимущества индивидуальности украшения или разубедить его?
Как правило, оставляю за человеком право на его мнение. Не хочу, чтобы мои работы попадали к человеку, пренебрежительно относящемуся к чужому труду. Но бывали случаи "вырастания бисеролюбов" из владельцев ювелирного магазина. Украшение ручной работы - такая специфическая вещь, что она либо сразу к сердцу приходится, либо оставляет равнодушной. А объяснять, почему это красиво - зачем?
7. Если случалось, то как вы переживали и преодолевали творческий кризис?
Честно скажу, не припомню именно творческих кризисов. Плелось всегда и везде. А вот кризисы личные - только бисером и лечила. Отсюда у меня такое количество "ненормально" трудоемких работ. Когда голова занята тем, как продеть нить в бисер 22/0, плохие мысли уходят, правда, иногда приходят нехорошие слова. Когда руки заняты, душа не болит!
8. Как и когда бисер появился в Вашей жизни? Что изменилось с его появлением?
Бисер был, сколько я себя помню. Нитки чешского бисера в 70-х были, наверное, у многих уважающих себя модниц, вот его-то крохи и перепадали мне. Я "изобретала" всякие побрякушки и дарила их всем подряд. На более серьезном уровне вернулась к нему в 90-х годах, когда стали появляться первые клиенты из маминых коллег и знакомых. Несмотря на кривущий китайский бисер, и мама, и клиенты носили это. А уж когда в продажу попал чешский бисер, я немного подрабатывала заказами, обучаясь в аспирантуре и работая в нищие 90-е в НИИ. Продать за две себестоимости казалось удачей. Зато хватало идей для вдохновения - дендрарий под окном шелестел, прыгал, шуршал и чирикал.
Почему я не бросила это дело? Бисер для меня заменяет успокаивающее и обезболивающее. Снимает боль душевную и телесную. Дает умение терпеливо добиваться результата, ведь любую трудность можно разделить на маленькие бусинки-проблемки, и собрать в итоге в симпатичную штучку. А главное, я приобрела любимую работу, которая хоть и не дает жить на широкую ногу, зато дарит радость творчества и душевный покой.
9. Ваши работы занимают призовые места на конкурсах. Вы легко с ними расстаетесь или относитесь к ним сентиментально и неспособны с ними расстаться?
Сами оригиналы я бережно храню. Они работают "приманками", лежат просто на столе, за которым я работаю, их можно потрогать и примерить. А вот повторения и варианты, которые, как правило, лучше оригинала, находят хозяина. Так у меня купили два комплекта "Предчувствия весны", да и "Бразильский арлекин" уже "ползает" где-то самостоятельно!
10. Что повлияло на выбор триады для создания призового украшения?
Все просто: я, как говорится, стреляла по площадям. Мне стало интересно, смогу ли я сделать что-нибудь занятное во всех триадах. И в этом, и в прошлом году я делала по три работы. Триада победившей работы этого года не заставила долго мучиться - это готовый летний пейзаж, привычный сибирскому глазу, я мимо этих красот каждые выходные на дачу катаюсь. Да и в целом рецепт изготовления конкурсных работ прост - нахожу, какой объект, существующий в природе, напоминает конкурсную триаду, он и становится источником вдохновения!
Моя галерея на MyLovelyBeads.com
Об авторе:
Юлия Турова, Красноярск, Россия | |
Электронная почта: | tjn-bead@yandex.ru |
Вебсайт: | tjn-bead.ucoz.ru |