Bookmark and Share
Bookmark This Page  Tell Your Friend
Jewelry store - custom jewelry, gemstone jewelry, beaded jewelry
Start Search

Не знает, к счастью, красота старенья, любовь к прекрасному живет в веках!

Обращение к читателю

Мало что известно о Советском периоде в истории отечественного бисероплетения. У людей несведущих может сложиться такое впечатление, что советские женщины понятия не имели об этом виде искусства. Но мы-то с вами знаем, что это далеко не так! В ХХ веке тенденции в моде и стилистические изменения в прикладном искусстве претерпевали по разным причинам большие изменения и, соответственно, промышленность, обслуживающая его, переживала взлеты и падения. Это в полной мере касается и бисерной работы. Несмотря на то, что бисер временами исчезал из обихода, модельеры женских туалетов часто использовали его для отделки. Бисер и стеклярус встречается в изысканных платьях в стиле модерн 1910-20 гг., в это же время оживляется интерес и к бисерной галантерее: сумочкам, кошелькам, портмоне. Мировой экономический кризис 20-30-х годов и Вторая мировая война привели к затяжному застою в бисерном творчестве.

После огромного перерыва, согласно Ануфриевой М.Я., с 60-х годов ХХ века в нашей стране, как и во всем мире, возрождается активный интерес к бисеру. Появляются новые элементы, техники и приемы работы с использованием как старинных рисунков и орнаментов, так и созданных вновь. Мастера-энтузиасты этого времени москвичи Вера Константиновна Гладилина, Светлана Владимировна Хансуворова, ленинградский мастер Савельева Алевтина Ивановна, киевлянка Энгелиса Никитична Литвинец и многие другие расшифровывали и воспроизводили старые и изготавливали современные бисерные изделия, таким образом, сохраняя и развивая традиции своих предшественников, обеспечивая преемственность в нашей культуре. Несомненно, у бисерных изделий каждого периода - свои особенные черты. Это касается буквально всех этапов их создания, начиная с подбора его сорта, формы, размера и заканчивая выбором цветовой гаммы и орнамента украшений.

На службе у вечно прекрасного
увеличить

Моя статья не ставит целью анализ особенностей Советского периода в истории отечественного бисероплетения. Понадобятся годы, чтобы ответить на этот вопрос! Я просто предлагаю вам взглянуть на бисерную жизнь Ленинграда 80-х годов прошлого столетия глазами Зарецкой Лидии Михайловны, дипломированного художника-конструктора, члена ассоциации "Палата ремесел", пионера русской "бисерной живописи", одного из ярких мастеров отечественного бисероплетения, творивших в тот период.

Лидия Михайловна любезно согласилась рассказать мне о себе, о своих учителях и соратниках, о своих поисках, муках творчества и о времени, в котором она начинала творить. Предлагаю и вам послушать ее интересный рассказ!

Родом из детства

Родилась Лидия Михайловна в семье советских инженеров, частенько пропадавших на работе, поэтому воспитанием детей: Лидии, ее брата и младшего двоюродного брата, который четыре года жил с ними, - в основном занимались бабушка с дедушкой. Бабушка, Борок Раиса Львовна, была беженкой от еврейских погромов из города Двинска (ныне Даугавпилс), Латвия, в Витебск, Белоруссия, где погромов тогда еще не было. Позднее она закончила стоматологический факультет Одесского медицинского института. Дедушка, Цадкин Илья Львович, был из очень обеспеченной семьи и получил экономическое образование в Германии и Швейцарии.

Лидия Михайловна вспоминает: "Работающая еврейка была нонсенсом по тем временам, и дедушкины родители были категорически против их брака. Но дедушка был настолько поражен бабушкиной красотой, что женился на ней без благословения родителей. До революции в столице и вообще в больших городах была квота на евреев (3-4 процента) и такая же квота в гимназиях для них. Сразу после революции бабушка с дедушкой и двумя маленькими детьми (моим дядей и моей мамой) переехали в Питер и купили квартиру на Невском. Они очень боялись, что у детей будут проблемы, поэтому не навязывали им свои взгляды, так что и моя мама, и мой дядя (и мой папа по той же причине) выросли обычными советскими людьми и даже были членами партии."

На службе у вечно прекрасного
увеличить

Круг друзей и приятелей бабушки и дедушки Лидии Михайловны был очень обширен, среди них было немало артистов, художников и музыкантов. Дом всегда был полон гостей, им были рады и взрослые, и дети. Музицировали, играли в преферанс, велись задушевные беседы... "Весело было и чудесно!" - вспоминает Лидия Михайловна свое детство.

Наведывалась в гости и тетушка, Эглинская Элеонора Станиславовна, сотрудница Эрмитажа, к которой позже зачастит на работу Лидия. Сегодня в гости к ним, а завтра они сами в гостях, в старинных домах дореволюционной постройки, со "сказочными" фасадами и широкими парадными подъездами, в питерских квартирах, где совершенно особая обстановка, обилие старинных и антикварных вещей, включая "милые безделицы" из бисера. Детей частенько брали с собой.

На службе у вечно прекрасного
увеличить

Как-то, будучи в гостях в одной из таких квартир, девочка увидела банку с бисером и бусами - и, конечно же, за ней потянулась, глаза загорелись, - в общем, банку ту она разбила. Сотни разноцветных бисеринок фейерверком взметнулись вверх, вспыхнув радужными переливами, вызвав немой восторг девочки и заронив ей в душу искру своего великолепия! Так состоялось первое знакомство Лидии Михайловны с бисером...

"В детстве я была очень одиноким, трудным ребенком, жившим в мире своих фантазий. Мама совершенно не могла со мной справиться, и только моя святая бабушка как-то находила пути к моему сердцу... - признается Лидия Михайловна. - Мне было трудно и плохо в школе. "Коллективизм подавлял ее творческое начало, отвлекал от более важного, мешал сосредоточиться, когда хотелось писать стихи, рисовать, интересоваться архитектурой, поэтому Лидия выбирает уединение.

В поисках своего пути

Выпускница ленинградской школы N 167, Лидия Зарецкая решает поступать на дизайнерское отделение Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной (знаменитое Мухинское училище, "Муха" - ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица) и успешно добивается своего. С теплотой отзывается Лидия Михайловна о своих преподавателях дизайна В.А. Ваксе и рисунка А.П. Зайцеве, развивших в ней не только профессиональные качества художника, но и утонченность вкуса, умение видеть чуть больше, чем простые смертные.

После окончания Мухинского училища Лидия работает по специальности в области графического дизайна и полиграфии, преподает композицию, декоративно-прикладное искусство и цветоведение в Педагогическом институте имени А.И. Герцена, неустанно ищет свой способ самовыражения и находит его в бисере. Она активно интересуется творчеством зарубежных мастеров, в частности, работами американского художника и дизайнера бисерных украшений Дона Пирса, работающего исключительно в технике ткачества, создающего ровные, безрельефные вещи, в которых, тем не менее, не хватает объема, который так нужен творческой натуре Зарецкой.

Много лет Лидия изучает особенности вышивания бисером. Традиционные способы вышивки по канве и "в прикреп" не прельщают ее. Профессиональному художнику хочется творить живопись, бисерную живопись без всяких схем, класть бисер, как душа просит, как она чувствует, создавать свои полотна, применяя технику микромозаики, чтобы "под определенным углом падал свет, и ложилась тень", чтобы "что-то выводить на передний план, что-то - уводить на задний".

Лидия много экспериментирует и, наконец, остается довольна полученным результатом. Да, теперь она "пишет" картины, только вместо палитры у нее бисерница, вместо кисти - игла, а вместо красок - бисер сотен оттенков. Безусловно, работа колоссальная. Это ведь, если вдуматься, пуантилизм, где каждая бисеринка - микромазок. Техника вышивки бисерной гладью была известна еще в XVII веке, но в музеях мира хранятся лишь единичные экземпляры работ такого рода.

На службе у вечно прекрасного
На службе у вечно прекрасного
На службе у вечно прекрасного
На службе у вечно прекрасного
На службе у вечно прекрасного

В институте искусства Чикаго, США, находятся две вещицы английского происхождения из коллекции Эдвина Зайппа, отнесенные к XVII веку: деревянная шкатулка, обтянутая льном и шелком и расшитая бисером по такому принципу, и корзинка с декоративной отделкой. В XVII веке в мастерских Иоганна Михаэля Зелов в Брауншвейге, Германия, в технике бисерной микромозаики инкрустировались столешницы игровых и рукодельных столиков. В собрании Эрмитажа хранятся несколько панно с видами помещичьих усадеб и деревень, датируемых XVII веком, где видно, что русские вышивальщицы бисером тоже прибегали к этому редкому по тем временам приему.

Бисер - не акварель

Несколько сотен лет прошло с тех пор. Не находилось столь отчаянных мастеров, которые отважились бы в одиночку пойти на такой титанический, артельный по идее, труд. И одно дело - расхрабриться, другое - суметь! Для того, чтобы осилить такое, нужно быть художником, и очень хорошим и смелым художником. Лидия Михайловна чувствовала в себе такие силы!

На службе у вечно прекрасного
увеличить

Бисер - не акварель и не масло. Бисер - это стекло, он бывает разный, и матовый, и прозрачный, и зеркальный, и свет в нем преломляется по-иному, создавая разные оттенки настроения, которые не всякая мастерица способна уловить. Заниматься бисероплетением в 80-е годы было нелегко из-за отсутствия в продаже качественного материала, бисера, да и разнообразие его отставляло желать лучшего.

Многие мастерицы работали с бисером отечественного производства (Клинской и Костинской фабрик), а для создания живописных бисерных полотен требовались десятки оттенков определенного цвета бисера одного размера и качества. Лидия Михайловна заключила договор на прямые, без посредников, поставки бисера европейского качества с чешской фирмой Яблонекс, чтобы работать, не испытывая нужды в материале. Лидины друзья со всего мира посылали ей не только бисер, но и нитки, фурнитуру, иголки, так как специальных бисерных игл в стране тогда не найти было днем с огнем.

На службе у вечно прекрасного
увеличить

Работать с бисером безумно трудно, но профессионализм и дар художника от Бога облегчали Лидии задачу и поддерживали ее веру в себя, в успех задуманного. Она заранее тщательно продумывала получение нужного цвета, его насыщенность и светопреломление, делая "наброски-вышивки". Все, как у настоящего художника, даже ее комната выглядела как художественная студия с разбросанными повсюду неудачными пробами, с кое-где рассыпавшимся по полу бисером.

Многие картины Зарецкой создавались в творческом союзе с художником Борисом Новожиловым, с которым Лидию свела судьба в Мухинском училище. Они прожили вместе 30 лет, но не "растворились" друг в друге, а пошли каждый своим путем: Новожилов - самовыражаясь через живопись и графику, Зарецкая - через, назовем ее так, "бисерную живопись" (beadpainting). Одним из ярких совместных произведений художников является картина "Ночная молитва".

На службе у вечно прекрасного
увеличить

Однако визитной карточкой художницы Зарецкой Л.М. по праву считается миниатюра "Ящерица". "Это была очень тяжелая работа в смысле исканий!" - сама признает Лидия Михайловна. Ящерица - символ женственности. Это модерн. Здесь и присущие модерну цвета, и изгиб, и вся композиция пронизана S-образными линиями, которым учил студентов "Мухи" преподаватель рисунка, Александр Павлович Зайцев, использовавший их почти во всех своих рисунках.

Никого не оставят равнодушными "Снежный кот", "Сказка" и "Мокрая курица", серия "сказочных" картин, навеянных русскими народными сказками! О картине "Сказка" один из поклонников таланта Лидии Михайловны написал в комментариях к картине в ее виртуальном альбоме: "Действительно, сказка! Вы, Лидия, сказочная Марья-искусница!" В коллекции Зарецкой Л. М. много картин на сюжеты не только сказок, но и русской литературы.

На службе у вечно прекрасного
увеличить

Работы художницы выставлялись во многих странах Европы, в Израиле и США, они хранятся в частных собраниях по всему миру. Вот лишь неполный перечень выставок, где можно было полюбоваться картинами Зарецкой: Всемирная выставка бисера в 1989 года в Этнографическом музее в Ленинграде, выставки в 1990-91-м в Музее истории Ленинграда, ежегодная экспозиция в выставочном зале Кофейного домика Летнего сада.

Новое увлечение

В возрасте 30-35 лет, уже после окончания Мухинского училища, когда Лидия работала дизайнером-графиком, она совершенно случайно обнаруживает в журнале "Работница" прекрасное ожерелье из бисера Веры Константиновны Гладилиной и инструкцию по его выполнению. "Будучи человеком совершенно НЕРУКАСТЫМ (то есть, я в жизни ничего не шила и не вышивала, а на спицах могла связать только шарфик, я ВДРУГ, не раздумывая, разбираю старые мамины бусы и пробую плести. Увлекаюсь! И появляется на свет ожерелье "Радужное!" - отвечает на мой вопрос о первом украшении Лидия Михайловна.

На службе у вечно прекрасного
увеличить

Позже Лидия раздобыла книгу Энгелисы Литвинец "Изготовление украшений из бисера и стекляруса" - методическое пособие для руководителей клубных студий и кружков на украинском языке. Эту книгу она с огромным трудом отыскала в закрытой библиотеке Этнографического музея и за неделю переписала и перерисовала его от руки. Случилось это в самом начале 80-х, на русском языке пособие было издано в 1984 году.

По книге Лидия Михайловна самостоятельно освоила премудрости бисерного искусства, в совершенстве овладела всеми техниками: низанием, плетением, ткачеством, вышивкой... и стала придумывать и пробовать что-то свое, смело экспериментируя с цветом, формой и объемом украшений, комбинируя зачастую несколько техник для воплощения своей задумки. Она и маму свою, Стеллу Ильиничну, научила плести, плодом их совместной разработки стало колье "Морозко". Мама, конструктор от бога, неплохо рисовала, поэтому с удовольствием делала схемы ко многим дочкиным работам.

На службе у вечно прекрасного
увеличить

Немало времени проводила Лидия в музейных залах Эрмитажа, Русского и Этнографического музеев, черпая там вдохновение для своих будущих работ. Благодаря тетушке, Элеоноре Станиславовне Эглинской, Лидия познакомилась с такими замечательными людьми, как Моисеенко Елена Юрьевна, хранитель русского народного костюма в Эрмитаже, Кальницкая Елена Яковлевна, ныне генеральный директор ГМЗ "Петергоф", которые, видя неподдельный интерес Лидии к русской бисерной старине, показывали ей работы мастериц XVIII-XIX веков из запасников Эрмитажа. Лидия держала раритеты в руках, бережно перебирая их, любуясь игрой света антикварного бисера; разглядывая, узнавала техники, нередко изумляясь "придумкам" русских бисерщиц. Может, именно тогда пришло осознание, что бисер - "живой", он может все - "выразить радость, страдание, восторг, тоску".

На службе у вечно прекрасного
увеличить

В 1988 году Моисеенко Е.Ю. посоветовала Лидии походить на курсы бисероплетения Савельевой А.И., организованные при Доме культуры "Маяк", единственные на тот момент курсы в Ленинграде. Алевтина Ивановна Савельева, которой Лидия показала свои украшения, похвалила ее работы, признала их интересными и предложила ей дополнительно пройти программу обучения. "Опять цепочки, базовые виды плетений... все, как обычно! Но - Учителей много не бывает! - соглашается Лидия Михайловна. - Однако жаль было времени на освоение уже освоенного самой ранее." Но папочку с листочками и с от руки нарисованными схемами разных цепочек и лент с тех курсов Лидия Михайловна бережно хранит до сих пор!

Постепенно коллекция украшений Лидии пополняется новыми моделями. Особой ее гордостью является гарнитур "Вечерний звон" с древнерусским узором на колье и серьгами "куполами-кокошниками", над которыми Лидии пришлось поломать голову и даже подключить свою маму. "Они и правда в ушах позванивают тоненько", - комментирует Лидия Михайловна, глядя на серьги. Очень хороши брошь "Аленький цветочек", ожерелье "Гжель", браслет "Янтарный" и колье "Белая капель". За каждым ювелирным изделием стоит образ, понятный из названия работ: гарнитуры "Весна", "Морозко", "Египетские ночи" и вообще целая серия "Времена года".

На службе у вечно прекрасного
увеличить

Работая преподавателем в Педагогическом институте имени А.И. Герцена, Лидия Михайловна заинтересовалась приемами бисерной работы у разных народов, особенно самобытными изделиями с бисером народов крайнего Севера, и многому научилась. От Лидии Михайловны не укрылась ни одна выставка, ни одна коллекция произведений старины. Врожденные трудолюбие и любопытство помогли развиться умению, скоро превратившемуся в мастерство. Придумывать, изобретать, конструировать, сочетать бисер с другими материалами - стихия Мастера, мечтой которого стало возрождение русской традиции высокого бисерного искусства, в частности, Петербургской светской школы бисера.

Художественный руководитель

В 1987 году Лидия Михайловна в качестве художника была принята на работу в Ленинградское объединение народных художественных промыслов, представлявшее тогда из себя огромную организацию с большим количеством фабрик, заводов и мастерских по производству предметов декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов. Несколько надомниц, мастериц бисероплетения, Маркова Лариса Владимировна, Герасимова Любовь Николаевна и Жукова Елена Зиновьевна работали в том объединении по договору.

На службе у вечно прекрасного
увеличить

Лидия Михайловна добилась того, чтобы женщин перевели в штат, и подыскала новых мастериц: Гарину Марианну Оскаровну, Носову Людмилу Георгиевну, Кораблеву Веру Константиновну и ряд других. За 10 лет работы в промыслах уровень бисерных работ мастериц, работавших под началом художника Зарецкой Л.М., вырос до такого уровня, что позволил Всесоюзной комиссии при Министерстве культуры присвоить им звание мастеров-художников первой категории.

Лидия Михайловна убедила дирекцию промыслов в лице Савченко В.П., бессменно руководившего промыслами до конца их существования, о необходимости выставлять работы ленинградских мастериц-бисерщиц на международных выставках и выставках-ярмарках. Так, русские ожерелья и гайтаны экспонировались во Вьетнаме, Китае, Польше, Югославии, Болгарии и во многих других странах. Работы мастеров "Художественных промыслов" наряду с изделиями других мастериц были представлены и на Первой международной выставке "Бисер в культуре народов мира", организованной Этнографическим музеем в 1990 году в Ленинграде. Жесткий отбор авторов и их работ для участия в той выставке осуществлялся самой Савельевой А.И. Посетители той выставки впервые увидели работы Нины Либин в технике "биниль" - декорирования кружева фриволите бисером и самоцветами.

На службе у вечно прекрасного
увеличить

1996 год был самым трудным в жизни объединения за последнее время. В течение года люди не получали зарплату, хотя продукцию должны были сдавать ежемесячно. Лидия Михайловна принимает решение уйти из промыслов и организовать свою частную бисерную мастерскую, главной целью и мечтой всей ее жизни ставилось возрождение Санкт-Петербургских бисерных мастерских, закрытых сразу после революции. В какой-то мере эта мечта осуществилась.

В течение года Лидия занималась организационными вопросами, а затем она сосредоточила свою деятельность на поставках материала, международных связях, реализации продукции и обучении бисероплетению новичков, она также проводила мастер-классы. Лучшие мастерицы из промыслов во главе с Ларисой Владимировной Марковой стали ведущими мастерами-разработчиками изделий. Все лучшее, что было сделано в области бисероплетения мастерами бывших "Художественных промыслов", пришлось на период с 1997 по 2002 годы.

На службе у вечно прекрасного
увеличить

Л.В. Маркова, 1946 года рождения, коренная ленинградка, искусствовед по профессии, в 1972 году закончила Академию художеств году и работала в Государственном Русском музее художником-реставратором живописи и икон. В 1987 году она училась на курсах бисероплетения Савельевой Алевтины Ивановны, в своем бисерном творчестве отталкивалась от старых русских мотивов. С 1994 года - член Союза Художников, носит звание "Мастер-художник 1 класса". В 1991-1998 гг. Лариса Владимировна работала в "Художественных промыслах", самом крупном объединении мастеров бисероплетения в России на тот момент. В 2004 году Лариса Владимировна принимала участие в восстановлении бисерного убранства дворцовых бронзовых люстр с бисерными поднизями (копиями XVIII века) Михайловского замка и Строгановского дворца.

На службе у вечно прекрасного
увеличить

В те годы на постоянных выставках-продажах в Летнем саду бисерные работы Зарецкой и ее мастеров продавались по самым высоким ценам. "То, что делаете Вы, удивительно, - поражает и стиль, и мастерство, и цвет. Можно, кажется, на любой вкус выбрать браслеты, колье, ожерелье, серьги, которые будут прекрасно сочетаться и с деловой, и с повседневной одеждой, с вечерним платьем и с летним нарядом", - призналась Лидии Михайловне Лисицына Г. Г., бравшая у нее интервью для сайта www.artrussia.ru.

Каждое ожерелье, каждую брошку мастера создавали как отдельное маленькое произведение, тщательно продумывая его дизайн и цветовое решение, опираясь на традиции прошлого, но с учетом современности, старясь, чтобы вещь была не безликой, а индивидуальной. Тогда же работы мастеров бывших "Художественных промыслов" на волне интереса ко всему русскому искусству стали высоко цениться на Западе. "Мои мастера стали жить очень хорошо", - улыбаясь, говорит Зарецкая.

На службе у вечно прекрасного
увеличить

Коллекция украшений Зарецкой и мастеров ее круга уникальна сама по себе, так как является отражением модных тенденций 80-х годов прошлого века. Ни один другой период на протяжении двадцатого столетия не может соперничать с 80-ми годами по разнообразию стилей и направлений в моде. В коллекции, разработанной мастерами Зарецкой, встречаются как образцы классического стиля, навеянные ювелирными украшениями и живописью прошлых веков, так и нашейные украшения гайтанного типа, характерные для этнического стиля; как простые и жизнерадостные браслетики-фенечки "а-ля хиппи", так и образцы авторских костюмных украшений.

За каждой работой стоит личность Автора, которому чужды механическая работа и бесконечные повторы. Среди множества техник и приемов, используемых мастерами в украшениях, одна относится к чрезвычайно редким, не встречающимся в работах зарубежных мастериц, она известна в России под названием "славянка" - ажурное плетение несколькими иглами, характерное для низания старорусских гайтанов и герданов. Колье, выполненные в этой технике, очень изящны и женственны, в качестве примера можно привести прекрасные работы Марковой Ларисы, Сукневой Елены и других мастеров.

На службе у вечно прекрасного
увеличить

"Со временем многочисленные красивые работы хороших мастеров стали копироваться в технически не лучшем исполнении, да из плохого материала, и продаваться на каждом углу за копейки, создавая произведениям действительно высокого уровня дикую конкуренцию. В существовании мастерской уже не было смысла, так как наша работа не могла прокормить ни меня, ни моих мастеров. Я полностью ушла в творчество, посвятив себя созданию картин и преподавательской деятельности", - такими словами заканчивает Лидия Михайловна свой рассказ о "Художественных промыслах".

Прекрасное далеко

По глубокому убеждению Лидии Михайловны, из бисера нужно делать только такие вещи, которые нельзя воплотить в другом материале: то, что нельзя сделать из серебра, из камня или из любого другого ювелирного материала. С этим нельзя не согласиться, из бисера можно сделать все! Он может быть жестким и мягким, сверкать, как бриллиант, или поглощать свет, как бархат. Бисер может превратить нас в египетскую царицу, сказочную принцессу, придворную даму, успешную бизнесвумен или королеву подиума, если украшения из него выполнены талантливым мастером-художником, таким, каковым является Зарецкая Лидия Михайловна.

На службе у вечно прекрасного
увеличить

Сегодня Лидия Зарецкая не только профессиональный художник, дизайнер украшений, но и преподаватель - она смогла собрать вокруг себя талантливых учеников, притягивая людей своими идеями, своим обаянием, своим внутренним свечением, но главное - своими неповторимыми работами.

Если калейдоскоп, любимейшая игрушка девочки Лиды, казавшийся ей окном в волшебный мир, вызвал ее самое большое разочарование после того, как она, как-то раз не вытерпев и разобрав его, обнаружила внутри лишь банальные разноцветные стекляшки, то бисер, покорив ее сердце раз и навсегда, ни разу не заставил Лидию Михайловну усомниться в правильности выбора его в качестве материала для служения вечно ПРЕКРАСНОМУ!

Закончить свой рассказ о Лидии Михайловне Зарецкой хочется стихотворением "Мастеру" из книги Л. Божко "Бисер. Уроки мастерства", лучше поэта никто не передаст наш восторг талантом художника-творца:

Фантазии полет и рук творенье с восторгом я держу в своих руках...
Не знает, к счастью, красота старенья, любовь к прекрасному живет в веках.
Умелец может сделать из железки, из камня, дерева - шедевры красоты.
Из разноцветья бисера и лески, как в сказке, чудеса творишь и ты.
Я прикасаюсь к броши осторожно, она чарует и ласкает взор.
Представить трудно, как это возможно создать невиданной красы узор.
Как результат терпенья и уменья - изящество, и цвета чистота,
И совершенство формы... Нет сомненья, наш мир спасут талант и красота!

Литература:

1. Лисицына Г.Г. Время собирать бисер. - Интервью Лидии Зарецкой на сайте www.artrussia.ru
2. Лидия Зарецкая - художник по бисеру. - Статья на сайте www.peterbest.ru
4. Ануфриева М.Я. Искусство бисерного плетения. - М.: Культура и традиции (Современная школа), 2002
5. Крайнева И.Н. Мир бисера. - М.: Издательский дом ЛИТЕРА, 1999

Бисерная живопись Лидии Зарецкой
 
Украшения мастеров "Художественных промыслов"
 
Вебсайт Лидии Зарецкой

Об авторе:

Светлана Ельцова

Светлана Ельцова выросла в сельской российской глубинке на границе Свердловской и Тюменской области, закончила Свердловский педагогический институт по специальности "Английский и немецкий языки". Занимается бисероплетением свыше семи лет, любимая тема создаваемых украшений - природные мотивы. В настоящее время живет в Лахти, Финляндия. С 2007 года член Британской Гильдии мастеров бисероплетения.

Почта: sveta_terralingua@hotmail.com
Блог: reijo.multiply.com
Follow us on:     Zoya Gutina on Facebook     Zoya Gutina on Twitter     Zoya Gutina on Pinterest     Zoya Gutina on Google Plus     Zoya Gutina on Blogger     Zoya Gutina on YouTube