Bookmark and Share
Bookmark This Page  Tell Your Friend
Jewelry store - custom jewelry, gemstone jewelry, beaded jewelry
Start Search
Artist Albina Polyanskaya

Мне сейчас странно вспоминать о том времени, когда я не имела никакого понятия о бисероплетении. А ведь было, было и такое время когда-то! Конечно, я знала тогда, что существует бисер - у мамы были бусы из нескольких низок крошечных стеклянных "шариков" разных цветов, но больше всего в них было бисеринок медово-янтарного цвета. Долгое время я не обращала особого внимания на эти бусы, пока не перетерлись нитки в одной или двух низках, и шарики не рассыпались. Я собрала раскатившиеся бисеринки в коробочку и попыталась отремонтировать мамино украшение, но... потерпела полный крах!

Большая часть бисеринок не хотела пропускать через себя даже самую тонкую швейную иголку! Основательно помучившись над нанизыванием этой мелочи просто на нить, которую я каждый раз "заостряла" перед продеванием без иголки в бисеринку, я решила все-таки вооружиться иглой. Я терпеливо обтачивала наждаком ушко самой тоненькой швейной иглы, чтобы сделать ее еще тоньше, пока ушко терзаемой мной иголки не сломалось, не выдержав моих устремлений довести ее толщину до нужного мне размера. Дальнейшие попытки отремонтировать злосчастные бусы пришлось отложить до лучших времен...

Bead artwork by Albina Polyanskaya
галерея работ

В последующем я проявляла некоторый интерес к изготовлению украшений, но моя деятельность не простиралась далее того, чтобы нанизать несколько ниток бисера и прикрепить их к замочку, или переделать низку натуральных камней, перемежая камушки бисеринками по своему вкусу, или, как максимум, заплести нанизанные нити в косичку. О других способах плетения из бисера я не имела ни малейшего представления. Но бисероплетение, по-видимому, не хотело так просто отпускать меня, и, улучив момент, нанесло мне решающий и мгновенный удар!

Однажды весной я шла по центральной улице Харькова, где я живу и работаю, как вдруг мое внимание привлекло необычное украшение на девушке, шедшей мне навстречу. Две ленты, на которых на белом фоне были изображены нежно-абрикосовые цветы, изящно спускались из-под воротника белой простой блузки и соединялись на груди в этакий медальончик с рисунком в виде бутоньерки, а вниз от него спускалась бахрома.

Я заметила, что и цветы, и фон были сделаны из бисера - не вышиты, не приклеены, а... Совершенно непонятно, как же это было сделано!? Стоит ли говорить о том, что мне немедленно захотелось иметь подобное украшение! Оригинальное - ведь я до сих пор не встречала ничего подобного, стильное - поскольку очень гармонично вписывалось в современный наряд, очень красивое и женственное, напоминавшее не то изящную вышивку, не то легкие кружева...

Bead artwork by Albina Polyanskaya
галерея работ

Пройдя еще немного по улице, я свернула в парк. На одной из его аллей по выходным располагалось нечто наподобие харьковского мини-Арбата: там сидели художники, продавали свои картины, рисовали портреты желающих или шаржи на них. Там можно было увидеть глиняные фигурки и посуду, сделанные с украинским колоритом, подсвечники в восточном стиле, деревянные резные изделия и бесконечные шеренги расписных матрешек. Как альтернатива пустым магазинам, это было едва ли не единственное место, где можно было еще купить подарок или просто интересную вещичку для дома.

Вот там-то под рукописной табличкой "Работы мастера народного творчества такого-то", среди каких-то воротничков - тоже из бисера, напомнивших мне "авосечки", я сразу же увидела ЭТО, гордо разлившееся своими красочными лентами по прилавку и вальяжно спустившее свою бахрому с края. Я узнала, что сие великолепие называется "гердан" и что он выткан из бисера на станке. Через какое-то время, успокоив дыхание и сердцебиение, возникшее от услышанной непомерной цены, да еще в твердой валюте, и обретя ясность мысли, я осознала, что купить ЕГО в ближайшие годы мне не удастся, а значит - придется делать самой.

Bead artwork by Albina Polyanskaya
галерея работ

Бешено заработала в нужном направлении мысль, и я тут же вспомнила, что, кажется, в периодической литературе, выписываемой в семье, мне встречалось что-то о бисере. Срочно пересмотрев всю недавно полученную периодику, я обнаружила-таки искомое - это оказался второй номер журнала "Сделай САМ" за 1992 год со статьей Э.Н.Литвинец "Забытое искусство". И поныне в моей библиотеке среди роскошных альбомов и богато иллюстрированных энциклопедий по бисеру, среди красочных глянцевых журналов со подробными схемами каждого украшения на почетном месте стоит этот раритет с изрядно потрепанной мягкой обложкой, с напечатанными на серой газетной бумаге схемами основных техник ткачества, плетения цепочек, шнуров, ажуров. Тогда же по моей просьбе мужем был сделан, а по ходу дела слегка усовершенствован, деревянный простейший станочек для ткачества, который служит мне до сих пор верой и правдой.

Bead artwork by Albina Polyanskaya
галерея работ

Начисто отбросив кропотливое изучение всяких там цепочек и ажуров, я сразу же приступила к созиданию Украшения Моей Мечты - тканому гердану (или гайтану, как еще его иногда называют). Техника ткачества оказалась несложной, только требовала предельного внимания и сосредоточенности в выполнении сложного растительного орнамента. Так что украшение, несмотря на то, что явилось натуральным "первым блином", получилось отнюдь не комом, и оно и до сих пор "живет" у моей подруги - как второе, незамедлительно последовавшее за первым, "живет" у другой подруги. Этот гердан уже был посложнее, не просто в виде прямых лент, а в форме уголка, и я не просто перенесла на него узор украинской вышивки, а переработала этот узор под расширяющиеся к медальону ленты.

С тех самых пор, в течение вот уже 17 лет, так и повелось у меня - изучить определенную технику, а далее, не подчиняясь готовым схемам, с вредностью и упорством изобретать что-то свое. Время от времени, конечно, "изобретая велосипед", но зато неимоверно наслаждаясь процессом. Очень часто на выставках, разглядывая мои работы, посетители восклицают: "Это сколько же терпения надо, чтобы сделать такое!" Я хитро улыбаюсь в воображаемые усы, и отвечаю: "Нисколько! Просто сам творческий процесс должен приносить удовольствие!" И неимоверную радость и удовлетворение, ибо это путь к совершенствованию своего мастерства, а путь этот бесконечен, как бесконечно стремление к совершенству.

Bead artwork by Albina Polyanskaya
галерея работ

Прошли времена, когда удовольствие от творчества могло омрачаться недостатком материалов, инструментов, малым выбором бисера. Теперь в моем арсенале сотни оттенков и видов чешского и японского бисера, различные бусины, кабошоны, раковины, тонкие и крепкие нити, тончайшие специальные бисерные иглы. К слову, мамины бусы из моей юности, долежавшие до благоприятных времен, я отреставрировала за час, вооружившись, наконец, бисерной иглой и заново перенизав бисеринки на крепчайшие синтетические нити.

Кроме того, теперь в моем арсенале уже десятки техник бисероплетения и авторских приемов - с годами, конечно, я освоила и цепочки, и ажурное плетение, и круглые шнуры, и мозаичное плетение, и монастырское, и оплетение кабошонов, и свободную форму, и вышивку бисером... Хотя станочное ткачество осталось одной из моей любимейшей техник, даже в тканых изделиях, как и практически во всех других, я люблю сочетать сразу несколько техник бисероплетения.

Применение в одной работе различных техник и приемов соответственно расширяет возможности создания новых интересных моделей, а использование разнообразных сочетаний бисера с другими природными материалами дает поистине безграничные возможности для творческого полета и вдохновения. Но прежде всего - бисер! Завораживающий материал неимоверной красоты, искрящийся изнутри загадочностью и манящий связью с чем-то непостижимым, что чувствуется подсознательно.

Bead artwork by Albina Polyanskaya
галерея работ

Для меня это изысканное средство выразить себя, свое мироощущение. Каждое мое изделие - это "сублимация" переплетения мыслей, впечатлений, рассуждений, вызванных воспоминаниями о прочитанных книгах и стихах, встречами с друзьями, путешествиями в другие города, а иной раз, и просто пейзажем или погодой за окном. Идеи каких-то работ возникают спонтанно, едва ли не мгновенно, в практически уже законченном виде, не требуя дальнейшего осмысления и корректировки, настолько сильны и ярки образы, вызвавшие идею этой работы. Остается только бросить все, и, не замечая ничего вокруг в течение нескольких часов или дней, воплотить эту идею в бисере.

До других же работ приходится долго, месяцами, а то и годами, "созревать", накапливая в уголках души образы и ассоциации, рисуя эскиз за эскизом, разрабатывая и усложняя орнамент, осваивая какие-то новые техники бисероплетения или преобразовывая общеизвестные на свой лад, а параллельно откладывая в какую-нибудь заветную коробочку именно для этой работы предназначенный бисер, камни, бусины, ракушки. Настанет день и час, и из этих разрозненных материальных элементов и мыслей возникнет, словно по мановению волшебной палочки, единый образ - изделие из бисера, зачастую несущее колоссальную смысловую и информативную нагрузку.

Bead artwork by Albina Polyanskaya
галерея работ

Бисероплетение настолько глубоко запало мне в душу и настолько точно отвечает всей своей сутью моей потребности творить, что наступил такой момент, когда оно пожелало стать моим единственным занятием, моей работой, моей профессией. Еще с детства я увлекалась массой творческих занятий - рисовала, лепила, посещая изостудию, а затем и художественную школу, клеила соломку, папье-маше, выжигала по дереву... Но вот именно бисероплетение - теперь, наверное, уже навсегда - стало не просто моим хобби, временным увлечением, а смыслом и центром моей творческой деятельности.

Я оставила свою работу и занялась бисером - и только бисером. Выставки, конкурсы, публикации и даже издание своей книги - все это пришло со временем, когда захотелось не только тихонечко творить, но и показать людям, на что я способна, удивить и их этой неимоверной красотой! Может быть, кого-то очаровать и околдовать и тоже притянуть в волшебный мир крошечных стеклянных шариков, и, наконец, поделиться накопившимися знаниями и умениями с людьми, тоже почувствовавшими влечение к этому рукотворному чуду - бисеру.

Bead artwork by Albina Polyanskaya
галерея работ

Тем не менее, и моя профессия не пожелала меня отпустить. По образованию я инженер-электромеханик и инженер-программист, закончила в 1992 году Харьковский политехнический институт. Теперь моя бывшая профессия помогает мне в моей "недипломированной" работе - в Интернете уже семь лет (хорошая цифра!) живет мой сайт, который я сама создала и поддерживаю с помощью моего мужа, тоже программиста, который всегда является первым зрителем и ценителем всех моих работ.

И как в работе над сайтом мне приходится постоянно осваивать новые для себя области веб-дизайна, компьютерной графики и интернет-технологий, точно так же и в бисероплетении я постоянно учусь, изучая техники бисероплетения и приемы работы, накапливая опыт и оттачивая мастерство, откладывая в памяти образы и цветовые сочетания.

Оглядываясь на пройденный путь, оценивая достигнутое и созданное, я не жалею о том, что выбрала себе такую вот работу, которая у нас почему-то даже толком названия не имеет - бисероплет? Бисеровед? Бисерщица? Работу, которая иногда требовала больше вложений в материалы и бисер, чем позволяла заработать средств. И вот, глядя вперед на то, что запланировано сделать, что еще предстоит изучить, я жалею только о том, что времени в сутках маловато да руки человеку даны всего лишь две. И еще я надеюсь... да нет, я просто уверена в том, что мои лучшие работы еще впереди!

Моя галерея на MyLovelyBeads.com

Об авторе:

Альбина Полянская, Харьков, Украина
Электронная почта:admin@beads.com.ua
Вебсайт:www.beads.com.ua

Follow us on:     Zoya Gutina on Facebook     Zoya Gutina on Twitter     Zoya Gutina on Pinterest     Zoya Gutina on Google Plus     Zoya Gutina on Blogger     Zoya Gutina on YouTube