Bookmark and Share
Bookmark This Page  Tell Your Friend
Jewelry store - custom jewelry, gemstone jewelry, beaded jewelry
Start Search
Bead artist Olga Orlova

Меня зовут Ольга Орлова, я родилась в Ленинграде и сейчас живу в этом замечательном городе. С детства моя мама уделяла много внимания нашему с сестрой художественному воспитанию, дома было много книг по искусству, и листать альбом с репродукциями картин Поленова или Шишкина вместо детских книжек было для меня нормальным. Ну и, само собой разумеется, - музеи, выставки, художественные кружки и художественная школа. В начальных классах средней школы я уже шила целые коллекции одежды для куклы Барби и устраивала показы. Мама могла придти с работы и обнаружить свою любимую кофточку с отрезанным рукавом - ведь мне нужен был материал для творчества.

В последних классах средней школы я познакомилась со студентами Мухинского училища, ходила на выставки, в мастерские, начала сама что-то вышивать. Почему я выбрала именно вышивку - я не помню, возможно, меня впечатлили памятники древнерусского искусства и средневековое европейское шитье. Простые техники, такие, как вышивка крестиком, я отвергла сразу как несерьезные и достаточно бессмысленные. Среди моих новых друзей художников на тот момент оказалась и золотошвея. Увидев ее работы и узнав, что это возможно, я стала учиться у нее.

Bead and golden needle sewing art by Olga Orlova
галерея работ

Интернета не было, материалов тоже, да и денег в 15-16 лет тоже не было, все постигалось путем проб и ошибок и на подручных материалах. Несмотря на трудности, у меня было много работ, больше 50, но от них сохранилось лишь несколько фото, а как выглядели сами работы, я уже не помню, и где они находятся - тоже не знаю. Так получилось, потому что я все дарила, и работы отправлялись в различные города России и за границу.

Потом я работала в мастерской у замечательного мастера кукол, Александры Дубравиной. Именно тогда я начала осваивать бисер, расшивала сказочно красивых куколок, которые потом отправлялись в Америку на продажу. Тогда это воспринималось скорее как ремесло, простое, ни в какое сравнение не идущее с золотным шитьем, поэтому на тот момент я бисером не впечатлилась. И опять - ни одной фотографии. Одновременно с художественными занятиями я училась в Военно-Медицинской Академии, потом работала там же, а затем ушла работать в частную компанию, и так до недавнего времени, пока я не решила уйти с работы и заниматься тем что, мне нравится - творчеством.

Bead and golden needle sewing art by Olga Orlova
галерея работ

С появлением Интернета и его освоением появилась возможность учиться онлайн, обсуждать работы с мастерами, узнавать, где можно купить новые материалы. Все это я нашла на единственном в своем роде сайте петербургской золотошвейной мастерской "Убрус". Сайт этот, а точнее, сообщество замечательно тем, что там можно всегда получить совет или консультацию мастера, подсказки и коррекцию по конкретной работе, узнать, где приобрести материалы, или ими поделятся с вами даже сами участники, и все это совершенно безвозмездно.

Вкратце расскажу, почему деятельность мастеров "Убруса" является в некотором роде уникальной. К советскому времени в России навыки золотного шитья практически нигде не остались, кроме Торжка, но это было уже в поздней традиции. Мастера, как могли, усердно хранили свои секреты и делали, что умели. "Эпоха бисера" в России была в 17-18 веке, тогда не записывали вообще ничего! Что касается техник, то в 19 веке было появились сумки модерн, в основном просто вышитые, а записей о том, как и что делалось, нет, кроме нескольких зарубежных книг, где изложены уже поздние техники.

Bead and golden needle sewing art by Olga Orlova
увеличить

В итоге, в книгах по искусству реставраторы пишут про вязаную сумку, что она вышита, и просто подклеивают ее, чтобы сохранить. Чтобы отреставрировать сумочку, нужно приложить огромные усилия! Найти антикварный бисер или его современный аналог, что-то распустить, довязать или вообще перенести на аналогичную ткань полностью весь рисунок. На это все уходят месяцы! Я читаю записи Любы Шувиковой, которая реставрирует сумки Александра Васильева, и по ее записям понимаю, как все это трудно, потому что иногда в ее руки попадают вещи в ужасном состоянии.

Что касается старинной вышивки, в 14-15 веках, естественно, не писали, как они это делали, а швы там есть сложнейшие. Их только сейчас восстанавливают мастера, ведь реставратор не будет дошивать, он только поправит то, что отваливается, и поставит заплату, это я сама видела и в Кремлевских, и в других музеях. Технологии нужны только тем, кто создает новое, а вы понимаете, что как прервалась традиция вышивки в 17 веке (заменилась довольно-таки простым шитьем по типу торжковского), так никто этим и не занимался, не вышивал. Теперь с помощью реставраторов, которые, кстати, есть в "Убрусе", мастерицы восстанавливают швы. У реставратора есть возможность подсмотреть, а швея поймет, как сделать.

Bead and golden needle sewing art by Olga Orlova
галерея работ

Высококлассные мастера дают возможность начинающим или уже учащимся получить максимум информации и помощи. Думаю, не секрет, что подобное теперь большая редкость, и все это делается для того, чтобы в мире было больше красивых вещей. Мастерская "Убрус", мастерская МДА и многие другие возрождают давно утерянные секреты всей технологической цепочки древнерусского шитья - вплоть до ручного крашения материалов и тканей природными красителями (кора дуба, кора крушины, ольха, и другие).

На одну работу у мастера уходит от нескольких месяцев до нескольких лет, большие поверхности заполняются очень тонкими нитями и сложными швами, зато в итоге выходят памятники искусства, поражающие своей сложностью и трудоемкостью. Я счастлива, что смогла попасть в эту атмосферу, поучаствовать в выставках и конференциях, посвященных золотному шитью, поучиться у настоящих мастеров. Так я и вышивала потихоньку, параллельно работая, пока не увидела сумочки Любы Шувиковой. И я влюбилась во все эти старинные ридикюли, фермуары, кисточки и кокетливые вышивки, вязаные кошелечки. Случилось это год назад, и постепенно в Интернете я нашла много старинных и современных образцов.

Bead and golden needle sewing art by Olga Orlova
галерея работ

Мне снова повезло - я нашла талантливых мастеров, которые восстанавливают забытые и частично утерянные, как и древнерусское шитье, техники вязания и вышивки сумочек. И опять, как и мастера "Убруса", рукодельницы щедро делились своими знаниями, и терпеливо помогали. Юля Капустина, Наташа Шютц, Светлана Никифорова, - благодаря их помощи я научилась вязать сумочки. Пусть не так хорошо, как мне бы хотелось, и многого я не умею, но прошел всего лишь год и все впереди.

В настоящее время я делаю и украшения, хотя никогда особо серьезно к этому занятию не относилась. Но это, конечно, выгоднее в экономическом плане и дает средства на материалы для более сложных работ. Все равно, своим основным направлением я буду считать работу с сумочками, а еще хочется применить элементы вышивки в одежде. Я человек достаточно практичный и скорее отдам предпочтение вещи на каждый день, но очень красивой, чем какому-нибудь колье, которое надеваешь раз в год на праздник.

Bead and golden needle sewing art by Olga Orlova
галерея работ

Мне очень хотелось бы, чтобы погоня за выгодой не заставляла делать то, что будет быстро покупаться, но в чем не будет никакой художественной ценности. Практически все свое свободное время я работаю, вышиваю и, реализуя ту или иную задумку, меньше всего думаю, как продать свою новую работу. Все мысли и руки заняты поиском наилучшего варианта решения, я могу несколько раз переделать вещь, и, если она не покажется мне достойной, просто разберу.

Когда мне заказывают сумочку в стиле старинных ридикюлей - я счастлива, потому что находятся люди, понимающие и ценящие такие вещи. Для меня это важнее, чем быстро сделать десять или пятнадцать колье и так же быстро продать. Единственная проблема - время. Мне кажется, что я ничего не успеваю, из всей стопки эскизов в дело идет процентов десять, не больше.

Сам процесс создания работы всегда происходит по-разному: сначала я рисую много эскизов, потом просматриваю и выбираю то, что на данный момент у меня есть желание сделать, подбираю материалы. Естественно, в процессе очень многое меняется, и чем больше я думаю о том, как сделать работу, - тем хуже у меня получается. Самые гармоничные мои работы, кстати, получаются, когда я полностью отвлекаюсь, смотрю кино, например, и даю полную свободу рукам и подсознанию.

Bead and golden needle sewing art by Olga Orlova
галерея работ

Броши, например, я оставляю на отдых и за вечер не спеша вышиваю целиком, не представляя заранее, какими они будут. Но так не всегда. Есть вещи, над которые необходимо продумывать; сумочки и их сборка как раз относятся к этому разряду, иначе никак. Сначала в общих чертах зреет идея, что я хочу увидеть, потом, когда она оформится, я рисую, делаю выкройку и прочие необходимые вещи. Бывает, что эскиз по ходу работы меняется полностью. Так случилось с маком: изначально я задумывала два цветка, и вышила их оба, но, приложив хрусталь Сваровского, я поняла, что без кружева в этой работе не обойтись. В итоге один мак в колье, второй стал заколкой.

Не всегда вещь складывается быстро и легко, бывает, приходится ждать решение, оно приходит само, постепенно, главное не торопиться и не пытаться во что бы то ни стало закончить работу, лучше отвлечься и несколько дней позаниматься чем-то другим. А потом ночью в три часа вскочить, когда осенит, наконец, и зарисовать, пока не забылось, или даже сесть за работу!

Bead and golden needle sewing art by Olga Orlova
галерея работ

Все традиционные формы я перерисовываю сама, не копирую, хотя можно просто распечатать удачный узор и выполнить изделие. Беру тетрадь на работу, там нет возможности подсмотреть в Интернете, и рисую по памяти. В итоге узор может быть традиционный, но обязательно переработанный мной. Еще, как ни странно, у меня на компьютере нет папок с работами известных мастеров. Я знаю, что они есть, но как они выглядят, помню только в общих чертах. Мне интереснее самой изобретать, пусть я приду к уже известному решению, но своим путем. Из образцов я собираю только старинные работы, сумочки, ювелирные украшения.

Что касается темы "копирования", которая регулярно со скандалами обсуждается в бисерных форумах, - она мне непонятна. Даже сам мастер не может в точности повторить свою работу - даже при наличии тех же материалов, а что говорить о человеке, у которого их нет вовсе? Ему, делая реплику, придется заново создавать всю вещь! Поэтому фраза "я ночами не спала, а кто-то взял и легко повторил" абсурдна. Так не бывает. И потом, когда не успеваешь реализовать и 10% своих задумок, какое там "копирование", выполнил работу и забыл, эта вещь уже в прошлом.

Bead and golden needle sewing art by Olga Orlova
галерея работ

Само собой разумеется, имея большой опыт общения с людьми искусства, бескорыстно передающими свои знания и опыт, хочется продолжить именно эту добрую традицию и не превращать творчество в ремесло с целью заработать как можно больше денег, конкурируя с себе подобными и выясняя, кто у кого "украл идею". Талант без культуры - это, конечно, современно, но, на мой взгляд, не имеет корней.

Естественно, под культурой я подразумеваю не только художественное или дизайнерское образование, его может вовсе и не быть. В моем понимании культура - это состояние ума, воспитание, уважение к людям, и, я думаю, это в большой степени влияет на мастера и, как следствие, на его работы. Конечно, это мое крайне субъективное мнение, мой опыт, кому-то он может быть полезен, кому-то непонятен, в любом случае, я всегда рада поделиться им, так же и своими знаниями.

Что касается творческих планов, то совсем недавно я приняла участие в бисерной выставке "Бисерфест 2010". У меня много идей для новых работ: как я говорила уже, это вышивка на одежде, задумано уже несколько новых сумочек, между делом - украшения, заказы. Работы много, есть к чему стремиться, я только начинаю!

Золотное шитье
 
Бисерные сумочки
 
Бисерные украшения

Об авторе:

Ольга Орлова, Санкт-Петербург, Россия
Электронная почта:o-orl@yandex.ru

Follow us on:     Zoya Gutina on Facebook     Zoya Gutina on Twitter     Zoya Gutina on Pinterest     Zoya Gutina on Google Plus     Zoya Gutina on Blogger     Zoya Gutina on YouTube