in your bag 0 items
К своему стыду я должна признаться, что о существовании такого рукоделия, как бисероплетение, я узнала довольно поздно, когда мне было уже под 40. Я выросла в сельской российской глубинке на границе Свердловской и Тюменской области, где женщины много вязали спицами и крючком, неплохо шили и вышивали, но не было в нашем краю ни одной бисерщицы. Бабушка по отцовой линии научила меня всему, что умела сама, и я рукодельничала с детства, однако всякий раз, бывая у нее в гостях, я больше любовалась содержимым ее шкатулки с бижутерией, чем узорами для вязания. Бус там было мало, а вот броши бабушка любила. Ее "коллекция" регулярно пополнялась, поэтому я и "проверяла" ее заветную шкатулочку с завидным постоянством, мечтая о том, что когда-нибудь и у меня будет свой ларец с "сокровищами".
Не было там драгоценных камений! Все, что у нее было - стразы (rhinestones), но сделаны вещи были столь искусно, что хотелось верить, что именно так выглядят настоящие рубины, сапфиры и изумруды, описание которых я так любила перечитывать в волшебных сказках. А "Уральские сказы" Павла Бажова, особенно "Малахитовую шкатулку", я и сейчас читаю с превеликим удовольствием. Сама я, позже выучившись на преподавателя иностранных языков, старалась подражать бабушке, одеваясь в школу строго, но не забывая прикрепить к платью, кофточке или жакету какую-нибудь элегантную брошечку.
Как-то раз, участвуя в конкурсе "Учитель года", где, помимо наших профессиональных умений, преподаватели должны были продемонстрировать свои увлечения, я была просто ошеломлена тем, что показала моя конкурентка, а показала она деревянные яйца, оплетенные бисером... Это было нечто - заворожившее меня блеском переливающихся всеми цветами радуги мелких бисерин... сотен бисерин! - умело соединенных между собой в затейливые узоры с редкой аккуратностью... С тех пор я не могла думать ни о чем другом, как только об этом...
На следующий же день я отправилась в книжный магазин на поиски хоть какой-нибудь книжечки-самоучителя с пошаговым описанием техник и приемов в бисероплетении. Мне повезло! На полке стояла книга "Уроки бисероплетения" Л.В. Якимовской, А.А. Свиридовой и В.С. Шичаниной. По ней-то я и училась, правда, не оплетению яиц! В книге были колье, ожерелья, жгуты - все то, о чем я мечтала с детства! Так началось создание моей "сокровищницы"! Позднее мне удалось купить книгу "Кабошоны с бисером" М. Федотовой и М. Зотовой, и я с превеликим желанием взялась за оплетение кабошонов. Моим самым любимым журналом стал журнал "Чудесные мгновения. Бисер" - просто кладезь идей. Позже, с переездом в Финляндию, возможность регулярной покупки этого журнала пропала - к моему великому сожалению.
Какое-то время я плела украшения по готовым схемам, а затем появилось желание попробовать создать что-то свое. Знание английского языка и доступ к Интернет-вселенной открыли мне глаза! Я наивно полагала, что бисероплетение - это только русское национальное рукоделие, но какое же потрясение я испытывала всякий раз от посещения галерей всемирно известных мастеров бисероплетения! Это было другое бисероплетение, скульптурное бисероплетение, и я загорелась желанием научиться создавать объемные (3-D) украшения, значительно помогли мне в этом материалы, публикуемые в журналах "Bead and Button" и "Beadwork", которые я начала выписывать.
Бисероплетение - многогранно. Одни специализируются на вышивке бисерной гладью, другие оплетают яйца, бутыли и вазы, третьи ткут амулеты/герданы, панно и сумки... "Что же мне нравится больше всего?" - мучилась я вопросом. Ведь нельзя объять необъятное! Все базовые техники и приемы к тому времени были мною освоены, рука набита, пришло понимание того, что создавать красивые изделия можно и нужно, только работая с качественным материалом. Скоро, с приобретением книги "Мой бисерный сад" Дианы Фитцджеральд, я получила ответ на свой вопрос.
Увидев цветок анютиных глазок, выполненный кирпичным стежком, настолько реалистичный, что мое воображение мгновенно нарисовало колье-клумбу, я решила воплотить свою задумку, тем более, что в книге была подробная инструкция по плетению цветка. Результатом я осталась более чем довольна и рискнула написать Диане Фитцджеральд - хотелось показать ей свою работу и поблагодарить за столь чудесную книгу.
Я была безумно счастлива, что Диане понравилось мое колье, в своем ответном письме она написала: "Svetlana! Your necklace is gorgeous! You not only did the pansy but you did a beautiful chain and very unusual leaves... Thanks so much for writing. You made my day." В переводе это звучит примерно так: "Светлана! Твое колье - восхитительно! Ты не только сплела анютины глазки, но и придумала красивую цепочку и очень необычные листики... Спасибо, что написала мне! Твое сообщение украсило мой день." Письмо всемирно известного мастера бисероплетения просто окрылило меня, и я решила попробовать сплести еще что-то "цветочное".
Легко сказать - сплести! В моем арсенале техник был лишь "русский листочек" - косое мозаичное плетение, обычно используемый в цветочных композициях, чего было явно недостаточно для воплощения моих буйных фантазий. И я решила вновь обратиться к книгам - книгам тех мастеров, которые создают цветочные украшения. Я приобрела несколько изданий зарубежных авторов; среди самых любимых: "Объемные цветы, листья и лозы" Барбары Грейнджер, "Скульптурные цветы" Марсии Катц, "Буйство весны" Синди Флеминг. Мое последнее приобретение - книга Лиз Торнтон и Джил Девон "Руководство для мастеров: объемные цветы из бисера ".
Некоторые из моих цветочные колье собраны из цветов, выполненных по инструкциям и описаниям, приведенных в книгах: "Вьюны" (из книги Барбары Грейнджер), "Подснежники" (книга Лиз Торнтон и Джил Девон). Немало уже у меня бисерных цветов и растений собственного дизайна: ромашки, васильки, одуванчики, красная смородина, снежноягодник, сирень, черемуха, фуксия... А колье "Анемоны" было признано редакторами журнала "Bead and Button" достойным быть выставленным в галерее "Ваши работы" в декабрьском номере 2007 года.
Как-то так само собой получилось, что каждое мое цветочное колье посвящено какому-то одному цветку. Может специально, чтобы все обратили внимание и на красоту неприметных, порой невзрачных на первый взгляд и даже сорных цветов? А может объяснение кроется в моем деревенском происхождении? Роз мы не выращивали, орхидей в глаза не видывали... Самыми красивыми цветами в деревенских палисадниках были георгины да гладиолусы, пожалуй! Поэтому и нет в моей коллекции экзотических красавцев. А вот как мы бегали босиком к пруду по узенькой тропинке, вдоль которой росли и ромашки, и клевер, а на берегу пруда - крупные вьюны, и кувшинки на зеркальной поверхности нашего чистого пруда - все это до сих пор стоит перед глазами!
Получается, что мои бисерные цветы родом из моего детства. Какие только воспоминания не приходят на ум в процессе работы над украшениями! И все они - светлые и теплые! Может, поэтому мои работы, отражая мою позитивную ауру, трогают сердца людей, не оставляют их равнодушными и они находят минутку-другую написать мне теплый отзыв-комплимент?! Еще одну особенность я заметила за собой... Зимой я почти не плету цветы! А если и начну, так только время теряю; ничего не получается, хоть плачь!!! Вот как я, оказывается, завишу от природы!
Зимой я обычно с удовольствием "играю" с квадратным жгутом, конфигурируя его на разный манер. В начале же этой зимы (а в Финляндии, где я проживаю после замужества, она наступает рано) я решила "конвертировать" ее в бисер - так появилось колье "Сибирь"! Строгое и белоснежное, как суровая сибирская зима с сугробам под два метра! Это колье экспонировалось на выставке "СтеклоЭкспоБисер-2008", которая совсем недавно проходила в Москве.
У нас в стране бисероплетение не так популярно, как в России или Америке. Во избежание самоизоляции в 2007 году я присоединилась к Британской Гильдии мастеров бисероплетения, и с тех пор я всегда в курсе событий и горячих новостей, с удовольствием участвую в ежегодных конкурсах гильдии. В уходящем году в Лондоне побывала моя работа "Шахерезада", выполненная в технике жабо. В 2009 году гильдия отмечает свой десятилетний юбилей, и к этому событию готовится к изданию праздничная книга, где среди множества замечательных работ будет представлена и моя.
Бисероплетение для меня - не просто увлечение! Это - мой диалог с людьми о красоте и гармонии природы.В свои работы я вкладываю мои чувства и мысли, и я очень рада, что всегда находится кто-то, кто умело читает их в моих незатейливых бисерных узорах. Я твердо убеждена, что бисероплетение - изначально идейно и духовно! Не имея идеи, трудно создать что-то действительно стоящее. А безупречно выполненная работа (с точки зрения техники, и бисером высокого качества, в приятной глазу цветовой гамме) не только способна вызвать бурю положительных эмоций, но и затронуть самые сокровенные струны человеческой души!
Окунувшись в мир бисероплетения, я почувствовала, что во мне пробудился живой интерес к истории отечественного (российского) бисероплетения. Я уже написала несколько статей об истоках славянского бисероплетения, которые в ближайшее время будут опубликованы на страницах газеты MyLovelyBeads.com и на сайте, а со временем планирую опубликовать целую подборку статей о бисероплетении со времен Древней Руси до наших дней. Думаю, это будет интересно не только тем, кто серьезно относится к бисерному увлечению, но и всем, кто интересуется историей российской культуры и искусства.
Моя галерея на MyLovelyBeads.com
Об авторе:
Светлана Ельцова, Лахти, Финляндия | |
Электронная почта: | sveta_terralingua@hotmail.com |
Блог: | reijo.multiply.com |