in your bag 0 items
Зовут меня Юлия Турова, и живу я в Сибири, в Красноярске. Мой легкий флирт с бисером начался около 30 лет назад. Да-да, именно тогда, в конце семидесятых, мне, пятилетней девчонке, попала в руки заветная коробочка с мамиными украшениями из изумительного чешского бисера. Эту сине-бронзово-серебристую низку производства "Яблонекс" я помню до сих пор. Когда она, наконец, порвалась, мама отдала ее мне, и в этот момент ребенок, подававший надежды на ниве лазания по деревьям, бегания по крышам и обдирания коленок, окончательно пропал как будущий сорванец. Я часами просиживала с тоненькой иголкой, нанизывая на нитку эти бисеринки.
Шли годы. Бисера в продаже в моем родном Красноярске не было вообще никакого, и увлечение рукоделием переключилось на более практичное шитье и вязание (крайне приветствуемые мамой и бабушкой-мастерицами), причудливо переплетаясь с интересом к технике (влияние папы). А я по-прежнему мечтала о бисере... Чтобы снять бисерную "ломку", плела что-то из... отрезков пластиковой изоляции проводов, которые заменяли мне рубку!
И вот в конце восьмидесятых, когда в продаже появился уродливо-бесформенный бисер производства небезызвестной лыжной фабрики, а любимые журналы "Сделай сам" и "Наука и жизнь" опубликовали выдержки из книг Э.Н. Литвинец, я снова взялась за старое, методично изучала незамысловатые схемы. Скажу честно, я осталась недовольна результатом. Страшненький бисер кислотных цветов и примитивное плетение - это было так далеко от того, что я запомнила с детства! Но увлечение всячески поощрялось, ведь ребенок в трудном подростковом возрасте, сидящий безвылазно дома, аки Золушка, и ковыряющийся самодельной иглой из скрученной нихромовой проволочки в кучке бисера - счастье для родителей!
Мне стали отдавать обломки, обрывки и огрызки бисерной бижутерии, валяющиеся у каждой уважающей себя женщины, и среди них стали попадаться крохи роскошного чешского бисера. Вот их этих "сокровищ" у меня стали появляться уже более серьезные поплетушки, которые моя мама с удовольствием носила на работу. Материала было мало, поэтому я старалась использовать все крохи, "изобретя" вышивку бисером, вышивая кулоны на лоскутках сукна, оставшегося от пошива дедушкиной офицерской шинели.
Если же удавалось раздобыть низку из мельчайшего чешского бисера, я была просто счастлива! Из такой роскоши я делала довольно-таки похожие на настоящие цветы. Роза из темно-красного богемского граненого бисера даже уехала за границу. И однажды, когда "железный занавес" уже окончательно поднялся, оттуда пришла посылочка, а в ней... Это был, скорее всего, японский бисер, 10 цветов, в крошечных пластиковых пакетиках по 5 граммов. Наверное, с этих пор у меня появилась любовь к миниатюрным работам, но из роскошного сырья.
Мои работы конца 90-х годов были замечены, часть из них до сих пор хранится в Красноярском краевом музее истории профтехобразования. Были и дипломы региональных выставок, ярмарок, я вела студию бисероплетения "Левша", опубликовала программу обучения, но я не считала, что бисер - это очень серьезно. Да и не до него было аспиранту-биологу российских 90-х....
По причине старой болячки, поставившей крест на моей научной карьере и уложившей меня в постель на годы, пришлось оставить работу. Больница, операция... И тут мой единственный проверенный друг бисер пришел на помощь, позволив продержаться и даже подзаработать. Появился компьютер, проведен Интернет, я нашла сначала удаленную работу (делала сайты, верстала рекламу, реставрировала старинные фотографии), затем, встав на ноги, устроилась на свою теперешнюю работу в сфере дистанционного образования.
Бисероплетение как источник дохода потеряло актуальность и приобрело снова статус хобби. Причем дорогостоящего и убыточного, а не доходного! Делала я тогда совершенно бредовые вещи: реалистичные фигурки антигламурных тварек: пауков, лягушек, скорпионов, киноантигероев Бивиса и Баттхеда, жителей городка из сериала "Южный Парк", Дарта Вейдера, имперских штурмовиков, - а также баловалась оплетением бисером компьютерных железячек и так далее. Сейчас я очень жалею, что не осталось фотографий, так как повторить эти подвиги вряд ли смогу.
А в 2006 году мой "роман" с бисером вспыхнул с новой силой. Я наткнулась на сайт www.biser.info и пропала окончательно. Год проторчав там безвылазно в качестве немого от восторга гостя, я зарегистрировалась и начала создавать альбом для себя, вовсе не надеясь на признание. Но, увидев, что почти каждая моя выставленная работа вcтречает очень теплый прием, я задумалась: а не зря ли оставила бисероплетение как мой домашний бизнес?
Так бисер стал поглощать 99% из тех двух часов, остающихся более или менее свободными от основной работы, а по значимости вышел на первое место и занимает почти все мои мысли. Это и не удивительно - идеи "валяются" буквально под ногами, главное - увидеть их и подобрать. Обожаю "плагиатить" природу, самого гениального дизайнера из всех, которых я знаю.
Могу вдохновиться идеями ювелиров - обожаю изысканный модерн Рене Лалика. А могу прислушаться к тому, что камень нашептывает. Иногда "пинком" для музы может стать одинокая бусина, оставшаяся от заказа, иногда перелопачиваю все интернет-магазины в поисках одного-единственного оттенка бисера. А одна из моих самых любимых работ, кулон в виде орхидеи-цимбидиума, родилась случайно. Интернет-магазин положил в подарок пакетик бисера изумительного зеленого цвета...
Материал использую самый разный, часто нетрадиционный для бисероплетения - компьютерные железки, использованные компакт-диски, монеты и так далее. Продавать и выставлять такое не рискую, иногда ношу сама, шокируя изумленную публику, или дарю тем, кому такой подарок будет в радость. Изделия, изначально предназначенные для продажи или в подарок, делаю из материалов самого высокого качества, используя японский бисер и дорогую фурнитуру, а для себя запросто могу пристроить одинокую сломанную сережку сорокалетней давности, задекорировать и дать новую жизнь камешку с дефектом. Я такие вещи принципиально не продаю, разве что могу взять у клиента интересный камушек на "реинкарнацию".
Со мной всегда пакетик с начатой работой. Работать могу в любом месте, в любых условиях: пришла ли я пораньше на работу, в обеденный перерыв, в очередях, стоя, лежа, сидя; даже зацепившись зубами за воздух в переполненном автобусе чиркаю стилусом по экрану коммуникатора, рисуя неожиданно приходящие в голову эскизы. Если удается урвать часок-другой, то залезаю в свой рабочий уголок в 2 квадратных метра, заваленный бисером и самодельными фотоаксессуарами, опутанный проводами, затыкаю наушниками уши и исчезаю. Выпасть из этого астрала могу только глубокой ночью...
Мои работы - "партнеры" простых водолазок и офисных костюмов, джинсов и маечек, легкомысленных сарафанчиков, но никак не вечерних туалетов. Стоят они недорого. Я работаю для тех, у кого не так много праздников в жизни, скорее для тех, у кого праздник в душе, и кто сам является праздником для окружающих. И вот здесь, отталкиваясь от образа и самоощущения человека, для которого предназначено изделие, я начинаю искать идеи и формы, цвета и образы.
Могу "похулиганить" в сдержанном офисном кулончике или брошке, включив в работу нестандартные материалы или используя экстравагантные формы, могу уйти в цветовое и форменное "безобразие" парадоксальных цветовых сочетаний и натуралистических форм. Но чаще все-таки стараюсь следовать собственной любви к сдержанным цветам и минимализму. В амбициозных планах - не следовать за модой, а отменить ее диктат. Шутка!
Когда-то я мечтала увидеть копию своей работы как свидетельство того, что "народу нравится". Эта мечта исполнялась уже не раз, и никогда новая работа была не точным повторением, а авторским переосмыслением. Видишь, как благодаря твоим работам кто-то поднялся на ступеньку выше, и начинаешь любить бисер еще больше, это добавляет опыта и доставляет не меньшую радость, чем признание настоящих мастеров и дипломы выставок. С удовольствием делюсь опытом с такими же фанатиками. Мастерицы Красноярска создали хорошую традицию регулярно встречаться, давать мастер-классы и просто дружить!
Меня часто спрашивают, зачем мне нужно это далеко уже не хобби, ведь выручка несопоставима с затратами труда. Ответ прост: я дарю и продаю не бисер, не украшения и не камни. Со вкусом выполненная из качественных материалов оригинальная бижутерия из бисера и природного камня по цене сравнима с ювелирными изделиями массового производства, но эффект на окружающих производит качественно иной.
Без всякой демонстрации некоторой финансовой состоятельности, свойственной любителям драгоценных металлов, мы оказываемся в центре внимания иного рода - замечают именно вас, а не ваш кошелек. Мне однажды сказали, что мои работы придают такое состояние души, когда нет необходимости кому-то что-то доказывать, а также уверенность в себе и в своих силах. Хочется в это верить, снова и снова браться за иголку! Хотя уверенности в своих силах мне очень не хватает...
Бисер подарил мне гораздо больше, чем возможность выделиться чем-то из джинсово-серой массы и подзаработать. Найдя друзей и единомышленников со всего мира, я понимаю - у меня в руках есть средство от многих жизненных невзгод. И что бы ни случилось в жизни, я знаю: если у меня будет уголок, заваленный заветными коробочками и баночками, глаза, руки и Интернет - мы с моим бисером со всеми трудностями справимся! А теперь я могу пошутить: после всего, что со мной бисер сделал, он просто обязан на мне жениться! Это будет следующий этап нашего романа - и развода не будет!!!
Моя галерея на MyLovelyBeads.com
Об авторе:
Юлия Турова, Красноярск, Россия | |
Электронная почта: | tjn-bead@yandex.ru |
Вебсайт: | tjn-bead.ucoz.ru |